Логика решения проблем
Нет таких проблем, которые невозможно решить, потому что это противоречило бы логике устройства мира, которая ясно показывает, что чем больше мы о нем узнаем, тем большее количество задач, изначально нерешаемых, а потому и являющихся для нас проблемой, мы можем решить. Поэтому, любая проблема нерешаема лишь до тех пока, пока мы ее не изучим. Знания плюс мышление – вот средство решения проблем. И то, и другое нужно постоянно совершенствовать. Тогда с проблемами будет легче справиться. Они никогда не исчезнут, но для думающего и знающего человека они не будут чем-то таким, что вызывает страдание.
Что касается логики решения проблем, то есть, методологии их решения, то упрощенный ее вариант довольно прост в понимании. Решение проблем начинается с постепенного поиска информации по неизвестным моментам, из которых она состоит. Для этого проблема разбивается на составные части, чтобы было видно, что именно мы не знаем, не понимаем, в каждой конкретной части проблемы, из-за чего она и стала для нас проблемой. Чаще всего начинается такой разбор проблемы с изучения ее истории. Мы ищем тот момент, начиная с которого проблема стала для нас проблемой. Можно и еще дальше назад идти, чтобы увидеть, что привело к ситуации, которая в свою очередь привела нас к проблеме. А при желании и историю всех этих ситуаций можно изучить, чтобы еще лучше увидеть причинно-следственную цепочку, приведшую нас к текущему звену. Но вот это углубление в ее историю проблемы, по моему опыту работы с разными проблемами, не всегда уместно. Потому что, факторов, влияющих на возникновение различных ситуаций в нашей жизни великое множество и далеко не все причинно-следственные связи мы можем принимать во внимание, чтобы уверенно говорить о детально восстановленной нами хронологии событий, которые привели к рождению проблемы. То есть, детализировать анализ проблемы, углубляясь в ее историю все дальше и дальше может быть также вредно, как и при полном отказе от такой работы. Такой анализ может потребовать массу времени и сил от человека, от людей, решающих возникшую проблему и не дать при этом ощутимого результата, а только сильнее запутать ситуацию. Потому что, повторю, не все факторы, влияющие на возникновение различных ситуаций, приводящих к возникновению проблемы, мы в состоянии не то, что изучить, а даже заметить. Поэтому, разумнее, для экономии ресурсов и времени, обращать внимание больше на самые явные причины, приведшие нас к проблемной ситуации и не такие далекие, чтобы мысленно возвращаться в глубокое прошлое, для изучения истории возникновения этих причин.
Самое простое, что можно сделать на первом этапе решения проблемы – это определить момент, когда наше личное вмешательство в ход событий породило эту проблему. Возьмем самый простой обобщенный пример: у вас что-то не получается в том деле, которое вы сейчас делаете. Вы, как вам кажется, не получаете нужного результата и поэтому делаете вывод, что у вас проблема, потому что вы не знаете, что и как вам еще надо делать, чтобы нужный результат появился. Чтобы эту проблему решить, нужно разложить ее на составные части. А какие у нее составные части? Первая часть, в данном случае – это замысел, с которого ваше дело началось. Когда началось ваше дело – началась и история рождения вашей проблемы. Вы что-то замыслили и потом уже приступили к действиям, по плану или без него, здесь уже все зависит от сложности самого замысла. Это начало проблемы, даже если в самом начале ее, как таковой, не было. И в этой части вашей проблемы вам надо выяснить – на чем был основан ваш замысел, на каких знаниях, размышлениях и предположениях, которые дают вам уверенность в том, что такое дело вообще возможно сделать и что оно вам необходимо. То есть, вам надо разобраться со своими мотивами и представлениями о своем деле. Может оно вообще абсурдно по своей логике, может такие дела вообще невозможно сделать, по крайней мере в существующей реальность в настоящее время. А вы взялись за него, почему-то веря, что оно может быть вами реализовано. А почему? Вот с этим надо работать. Чтобы не возиться с последующими составными частями проблемы, разумно будет вначале разобраться с разумностью намерений, идей, на которых она основывается.
Но, допустим, у вас есть основания полагать, что дело, которое вы делаете, сделать можно, потому что у вас есть примеры, как другие люди такие дела делают или есть безупречная теория, указывающая на то, что такая-то цель достижима. Тогда нужно переходить к следующей составной части проблемы – действиям. Или к плану действий, если таковой имеется. Таким образом, когда вы обосновали для себя необходимость для вас вашего дела и его разумность, взвесив все «за» и «против», вам надо как следует разобрать все те действия, которые вы делали и которые вам надо было сделать, чтобы этот свой замысел осуществить.
Любые действия всегда состоят из разных этапов или можно сказать, их разных шагов. И, следовательно, из промежуточных результатов, достигнутых от каждого пройденного шага. Вы должны знать, как сделать каждый шаг или шажочек, если речь идет о самых-самых простых действиях и какой результат при этом должен быть достигнут, чтобы вы были уверены, что вы все делаете правильно. Вот, допустим, вы решили построить дом и тогда первым шагом, который вам нужно будет сделать, помимо плана, поиска финансов, рытья котлована и прочих дел, которые мы будем считать маленькими шажочками, для вас станет закладка фундамента. Это первый шаг. Ведь именно с фундамента начинается постройка дома, а не с той же крыши или стен. Сначала фундамент закладывается, потом следующий этап работы, затем следующий и так до конца. И после каждого такого этапа мы фиксируем результат, смотрим, что получилось, насколько хорошо получилось, все ли идет по плану. В нашем примере, вы должны знать, как надо закладывать фундамент, что для этого требуется, какие конкретно задачи решить. Это при условии, что именно на этом этапе вы не можете справиться со стоящей для вас задачей – построить дом. И когда вы узнали, как закладывать фундамент, вы должны оценить результат его закладки, чтобы убедиться, что в этой части решаемой вами задачи все в полном порядке, проблема с постройкой дома, когда она есть, на касается такой его части, как закладка фундамента. Ну а если с этим проблем нет, значит надо рассматривать следующий шаг, потом еще один и так далее, пока вы не натолкнетесь на что-то, на какой-то шаг или шажочек, который вы не знаете, как сделать, на котором успешное решение задачи прерывается. И тогда уже надо вот это звено цепи изучать – искать информацию, думать, чтобы понять, как сделать этот шаг и дальше двигаться в решении своей задачи, которая уже потеряет статус проблемы, потому что вы разберетесь с одной из ее составных частей. По крайней мере до тех пор, пока вы снова не натолкнетесь на что-то непонятное и неизвестное, делая или изучая другие свои шаги.
Так со всеми делами нужно поступать, чтобы понять, как в них возникают проблемы, где именно они возникают, в каком звене, на каком этапе и изучать неизвестное в этих звеньях, чтобы решить проблему. Шаг за шагом все делается и оценивается промежуточный результат. И чем сложнее задача, тем на большее количество таких шагов ее следует разбивать, чтобы было легче ее решить и не допустить ее перехода в статус проблемы. Когда мы занимаемся оценкой своих действий, разбирая вот эти промежуточные шаги в своем деле, мы смотрим, что мы сделали согласно плану, образцу, примеру, теории и в правильной ли последовательности были произведены эти шаги, потому что еще может оказаться так, что проблема возникает из-за непоследовательности действий. То есть, результат не появляется, потому что для его появления нужна другая последовательность действий. А потом уже, если все нормально, все шаги сделаны правильно и в правильной последовательности, мы смотрим, какие результаты мы получили. Тут тоже надо быть внимательным и видеть промежуточный успех, даже если он совсем маленький. Потому что иногда бывает так, что человек видит проблему в том, в чем ее нет, потому что считает, что не добился нужной цели, хотя он уже на полпути к ней, только не понимает этого. В примере с тем же домом, человек может желать слишком быстрого результата и на этапе закладки фундамента делать вывод, что постройка дома не получается, потому что у него нет крыши, хотя вот этот промежуточный результат говорит о том, что все идет правильно, а для крыши пока время не пришло. Вот поэтому надо поэтапно оценивать реализацию своего дела, чтобы понять, есть ли вообще проблема или все дело во времени, которого нужно больше, пока не будет достигнут конечный основной результат. Если именно так проблема появляется, то тогда она связана с расчетом времени, а не с ошибками в действиях или не знании того, как их произвести. Человек просто не понимает, в какие сроки его дело может быть решено и ошибочно считает, что делает что-то неправильно и поэтому видит в своем деле проблему. Иными словами, он не терпеливый и потому его проблема не реальная, а вымышленная, она находится исключительно у него в голове.
И последняя составная часть дела, с которой следует разобраться, чтобы понять, в чем именно с ним возникает проблема – это последствия от его реализации. Мы можем разобраться со своим замыслом, мы можем разобраться с действиями – с последовательностью своих шагов и промежуточными результатами, но все равно, дело в конечном счете может не дать желаемого результата, потому что его реализация способна привести к таким последствиям, которые аннулируют ранее поставленную цель. То есть, дело будет сделано и сделано правильно, результат получен, но он приведет к чему-то нежелательному. Ну вот, допустим, человек решил создать бизнес и разбогатеть с его помощью. А в конечном счете он бизнес создал, но не разбогател, а то и наоборот, еще и обеднел, потому что влез в долги, все свои сбережения потратил, а также время, не пустив его на другие важные дела. И это стало для него проблемой. Он не понимает, почему его жизнь при достигнутом результате не стала такой, как он планировал. Если такую проблему разбирать, то, повторю, на всех этапах, начиная с создания условий для ее возникновения и заканчивая конечным результатом, все может быть правильным, кроме результата в виде полной отдачи от достигнутой цели – улучшения материального положения. А почему так случается, почему какое-то дело после того, как оно будет сделано, само себя обесценивает и в итоге, решенная задача становится проблемой, как если бы она не была решена? Очень важный вопрос. А ответом на него будет непонимание человеком издержек его желаний, его целей. Проще говоря: у любой цели, у любого желания, есть своя цена. Или свои издержки. Если не принимать их во внимание, то человек будет решать задачи, получать запланированные результаты, но не иметь связанного с ними желаемого итога от своих действий. На примере дома это может выглядеть так: дом построил, а радости не испытал. Или, разбогател, а счастья не прибавилось. Или, нашел свою любовь, и она привела тебя не к радостям, а к страданиям. Можно еще сказать, что человек добился победы, но радости она не принесла или ожидаемой пользы – это «пиррова победа», она дает меньше, чем забирает. Вот поэтому и нужно подходить к решению проблем с максимально широким взглядом на них, особенно в контексте времени, чтобы или заранее видеть последствия от сделанного дела и не считать потом проблемой то, что и должно было произойти, вместе с тем, что человек ждал, или, увидев нежданные последствия от достижения своей цели, либо принять их, как неизбежные издержки, либо переключиться на другую цель, если человек не готов платить обязательную цену за реализацию своих желаний.
Не всегда проблема может являться следствием нерешенной задачи, не всегда она возникает из-за незнания и не понимания человеком, как ту или иную задачу решить. Не всегда проблема – это что-то такое, с чем человек не знает, как ему справиться. Нередки и такие случаи, когда проблема – это просто результат ограниченности взгляда человека на ситуацию, когда он не понимает, что полученный им результат является лучшим из возможных или лучшим из известных в таких случаях результатов и на большее рассчитывать не стоит, придумывая проблему из-за своего представления об идеальном варианте. Ну это как создать двигатель, который будет работать по известным физическим принципам, но не будет отвечать требованиям задумки человека – создать вечный двигатель, способный генерировать энергию из ничего. В данном случае будет получен возможный результат, а не идеальный. Может и идеальный тоже возможен, но его достижения будет уже требовать решения задач в совсем другой плоскости. Поэтому, в том, что получено, с учетом возможного, проблему видеть не стоит. В отношениях между людьми такая логика или лучше сказать, такие желания людей выражаются в том, что люди хотят видеть друг в друге такой идеал, который бы сочетал в себе несочетаемые качества. А точнее даже, взаимоисключающие. Именно это и создает им проблему, когда они видят, что такого идеала у них нет. Зато есть то, что возможно и чего в конкретном случае может быть вполне достаточно. А стремясь к идеалу, можно вообще остаться ни с чем. Тут мы возвращаемся к первой составной части любой проблемы, связанной с каким-то делом, которое человек хочет сделать – к замыслу, цели, желанию. На этом этапе, желательно, хотя и не всегда возможно, оценивать последствия и издержки реализации своей задумки, своего желания. Надо хотя бы понимать самое малое, что в любом сделанном деле, в любой достигнутой цели, в любом реализованном желании будут свои минусы, свои недостатки. Нельзя войти в воду и не вымокнуть, поэтому надо быть готовым к этому.
Вот так и получается, что иногда проблема возникает только в голове человека и там же она должна решаться. В реальной жизни проблемы может не быть, есть только адекватные определенным условиям результаты. В реальной жизни та или иная поставленная задача может быть решена, все шаги по ее решению могут быть выполнены без каких-либо непредвиденных промежуточных результатов, все цели достигнуты. Только последствия достижения этих целей могут вызывать недовольство, хотя они были неизбежны. Или жизнь человека может сложиться в соответствии с его поступками, которые именно такую жизнь и могут дать. А он будет видеть в этом проблему, если его жизнь ему не нравится, считая, что должно было быть иначе. Но это только в его представлении должно быть иначе, а жизнь существует по своим правилам. Поэтому, логично будет заключить: если мы хотим решить проблему, то можно начать ее решение с конца – убедившись в том, что она вообще существует вне нашей головы. Потому что если она только в ней, в голове находится, то там же ее и нужно решать, не пытаясь что-то изменить во внешнем мире, чтобы не создать новых проблем, которые уже будут более реальными. Прочем, правило это не абсолютное, поэтому иногда, мы можем подстраивать этот мир под свои идеальные представления о нем. Не зря же есть мысль, согласно которой, мы рождены, чтоб сказку сделать былью. И если человек видит для себя проблему в том, что всегда было нормой, это не означает, что он не может решить ее в реальности, а не только в своей голове. Но это также и не означает, что такое решение будет легким. Ибо на главный в таком случае вопрос: «Как?» — как сделать то, что мы хотим, готового ответа может не быть. И где его искать никто не знает. Но где-то он определенно есть. Для поиска таких ответов следует использовать научную логику, суть которой сводится к поиску нового.