Этапы развития личности
Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Читая об этапах развития, мы мысленно определяем свое место в жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой взгляд на тему этапов развития личности и сознания.

Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если где-то перепрыгиваешь через ступень, скорей всего опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, возможно, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он смог бы обрести мудрость. А в вашей жизни не было уроков, устраняющих корни энергозатратной привычки – осуждать. У развитого человека душа этап за этапом прошла огромный путь. Текущий этап развития зависит от полученного в прошлом опыта.

Все люди разные – каждый на своем этапе, и наилучшим образом этот феномен могла бы объяснить концепция о перерождениях души. Вроде как – прошлое неизвестно, потому и результат прошлого в виде текущего этапа развития приходится принимать как должное. Приемлемость такого объяснения зависит от личного мировоззрения. Если опустить теорию реинкарнации, то можно сказать, что развитой личности повезло – вероятно, у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия жизни.

Бессмысленно осуждать людей, которые относительно нашего уровня «неразвиты». Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая нам кажется элементарной, это значит, что нам «повезло» больше – мы получили лучшее воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок может дать самостоятельное решение проблем.

Не существует объективно высоких и низких этапов развития – все относительно. А если привязываться к этим рангам, на земле всегда найдется человек, который будет выше вашей персоны на две головы, в сравнении с которым наш этап окажется низким. Чем меньше игр в возвышение и унижение, тем меньше пустых энергетических растрат на чувство собственной важности. Однако в нашей шкале шести этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности.

Человек, находящийся на определенном этапе развития может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые по временам могут всплывать в форме временной регрессии. Также могут быть и наработки с продвинутых этапов развития – локальные высоты, способствующие эволюционной карьере как маяки на пути.

Критерии развития
Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «чуткость».

Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, недальновидный человек неразумно растрачивает энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя побыстрей, не заботясь о будущем.

Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие и чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если, например, человек хочет близко контактировать с миролюбивыми и честными людьми, он сам обязан стать честным и миролюбивым, тогда эта сфера его примет.
Первый этап развития личности
Это – этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в человеческом теле облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека – к животному.

Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем менее человек первых этапов развития цивилизован, тем сильней проявляется сила его инстинктов, и тем более грубым и прямолинейным будет исполнение его потребностей. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.
Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно – лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимания на мысли о том, что за грубое поведение может быть расплата. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мыслей о последствиях. Так проявляется отсутствие осознанности, мудрости и дальновидности.
На первом этапе развития личности человек почти не осознает, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает уподобляться животным, и жить по их законам. Единственное, что его сдерживает – страх наказания и в меньшей степени – моральные ценности. Так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне – грубое, притупленное, и поэтому человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском по сферам, которые живут по определенным законам.

Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие и желанные. Но у него напрочь отсутствует осознание того, что переход на новый уровень связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Никто не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.

К слову о моральных и духовных ценностях, правилах и ограничениях, – все они искусственны и чаще всего попросту блокируют естественный поток жизненной энергии. Их слепое принятие полезно на первых этапах развития, пока человек сам не ощущает естественный поток жизни. В этом отношении развитие – это отступление от истоков с целью обретения опыта, чтобы затем – к ним вернуться с повзрослевшим сознанием.
Второй этап развития личности
Это – этап социального наркомана – «адаптированного» среднестатистического обывателя, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и новостей СМИ. Здесь я опускаю книги, потому что они в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.
На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему не стоит вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его бессознательном. Если вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. В ином случае, можно говорить о генах, переданных достойными родителями или о подобающем воспитании. До физического насилия обыватель опускается во время регрессии, когда его восприятие временно притупляется.
Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.

На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Иными словами здесь проблематика переносится на более тонкий – психический уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания и переносом внимания на более тонкий дисбаланс.

На втором этапе развития инстинкт выживания отходит на второй план, его влияние становится опосредованным, но чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание становится на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться происходящим более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.

Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И раз ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды интересуется усладой своего ума. К этому относятся: игры, развлекательное чтиво, кино, болтовня и всевозможные забавы.
По критерию мудрости и дальновидности человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму, поэтому социальный блок информации, осуждающий эти наклонности не зря работает так активно.

Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда и активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, он вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае сильная личность огораживает более слабую от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать – будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. Обычно он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.
Третий этап развития личности
Это – этап начальника. Неважно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой, основной его потребностью является власть и контроль. Секс, еда и развлечения отходят на второй план, но интерес к ним не угасает.

Основа для удовлетворенности жизнью здесь проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять и владеть. Сексуальное желание на этом этапе развития больше проявлено не на уровне похоти, а чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать и победить. И часто, когда это желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям – завоевывать дважды одну и ту же территорию ему неинтересно. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, сильней всего мы тянемся к обществу тех людей, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и бессознательной потребностью подняться до следующего этапа.
Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности, как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен – понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек честно признает и принимает свою неспособность понять, а чаще всего впадет в самообман, полагая, что рамки его ума – это и есть жизнь.
Человек третьего этапа развития может влиться в общество людей первого и второго этапа развития – либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидной мудрости побуждает его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению – то бишь ясному пониманию последствий. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и способна методично следовать собственным решениям, понимание которых присутствует в силу относительной личностной целостности.

Насилие и грубость на этом этапе развития личности, может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, принуждающее человека унижаться и переживать за собственную персону. ЧСВ утончается и его интенсивность понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.

Если у человека нет грубых программ с первых двух этапов развития личности, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным и удовлетворенным, когда ощущает контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль – не более чем шаткая иллюзия, от которой он упорно прячется в своих делах. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь – явление спонтанное, и куда более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания на третьем этапе развития личности.
Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития. О них речь пойдет во второй части статьи.
Этапы развития, как я уже говорил в первой части статьи, можно условно поделить на социальные (первые три этапа), и следующие за ними – духовные этапы развития. У этого рубежа между социальным и духовным есть одна характерная черта. Большинство людей страдают, когда им приходится делать что-либо для других, и получают удовольствие, когда другие стараются ради них – это типичный бытовой эгоизм. На социальных этапах развития происходит кристаллизация и развитие эго, поэтому основной потребностью личности здесь является самоутверждение. Человек живет для себя, постоянно напрягается, принижает других, раздражается, беспокоится, жадничает – живет так, словно ему постоянно чего-то не хватает. За этой чертой происходит настоящий переворот мировоззрения, ломка эго и последующее облегчение. Человек, как говорил Дон Хуан, идет по жизни, «слегка ко всему прикасаясь». В этой части статьи описаны последующие три этапа развития: блаженный, мудрец и просветленный.
Четвертый этап развития личности
Это – этап блаженного. Человек на этом этапе отпускает хватку за эго и чувство собственной важности. Я бы назвал этот этап истинным взрослением, потому что теперь человек способен по-настоящему заботиться о других, словно он сам, наконец, перестал быть ребенком, вечно нуждающимся в покровителях. Человек с первых трех этапов в этом не заинтересован. Даже чтение этих строк у него может вызвать уныние. И, напротив, заинтересованность в этой теме, говорит о том, что человек как бы готов, он уже – у моста от социального к духовному. Сам переход может быть длительным, и если не предпринимать сознательных шагов, проявляя осознанную мудрость, путь до четвертого этапа занимает десятилетия, и может так и не произойти.

В чем смысл и радость того, чтобы жить ради других? Что подразумевается под развитием на этом уровне в сравнении с третьим этапом? Чтобы это понять, можно задать себе иной вопрос. В чем смысл и радость того, чтобы жить для себя? Бывают ли по-настоящему счастливы люди на первых этапах развития? Если немного утрировать, то человек, живущий для себя, желает подчинить мир своей личности. Будет ли он счастлив, если его желания исполнятся? Он будет бесконечно одинок. Чтобы общаться по душам с близкими людьми, необходимо уметь раскрываться. Когда душу обжигает огонь жадности, быть собой – болезненно и страшно. Прежде чем вылиться из сосуда души, лава властолюбия обжигает тело своим холодным огнем.

На четвертом этапе развития восприятие обретает новую глубину, и человек становится еще более чутким и внимательным к происходящему. Он видит, что мудрость не знает эгоизма, и постоянного стягивания одеяла на свою сторону. В своей дальновидности он знает, что ненависть, ложь, жадность и корысть не приводят к счастью. Если речь идет об исполнении желаний, это дает лишь краткий миг удовлетворенности, затем бесконечная гонка за иллюзорным будущим продолжается.

На четвертом этапе развития человек чувствует страхи и ложные стимулы других людей (с первого по третий этап), но возвеличенного осуждения в нем это не вызывает. Скорей наоборот, он сострадает тем, кто пребывает в невежестве. Если проанализировать, большинство людей на первых этапах развития тратят большую часть времени и денег впустую, или даже во вред себе. Хорошо отработанный третий этап развития дает человеку силу социального уровня. На четвертом этапе человек обретает определенного рода мудрость в том, как этой силой распоряжаться.

Достаточно подробно об этом этапе развития я говорил в статье «вера и знания». Приведу несколько цитат оттуда: «Святой счастлив, потому что он не зациклен на беспокойствах о себе. Он любит жизнь, не тратит времени на бесконечные обдумывания и рефлексию, которая затрачивает 90% энергии обывателя. Можно сказать, что смысл его жизни – в созидании, в действии, которое оборачивается благом для тех, кто рядом. Невозможно избежать страданий и пустоты, когда эго отстаивает свои позиции, и не происходит никакой самоотдачи».

Пятый этап развития
Это – этап мудреца. Переход с третьего этапа на четвертый – один из самых сложных, как в плане переживаний, так, зачастую и в плане событий. Поэтому в наше время встречаются люди с хорошими наработками последних этапов, при этом раздувающие чувство собственной важности до предела. В идеале этапы развития прорабатываются один за другим.

Если на третьем этапе человек учился управлять событиями на социальном уровне, то на пятом, он обучается управлять собственным сознанием, что приводит к определенного рода контролю событий на уровне метафизическом.

Если человек хорошо проработал четвертый этап, на пятом его мудрость обретает еще большую глубину. Почему возникают войны? Почему существуют болезни? Почему люди страдают? Именно на пятом этапе развития мудрость достигает границы, когда вмещает в себя глубинное понимание этих вещей. Сущность происходящей жизни не ограничивается рамками типичного взгляда на то, что является справедливым, а что нет. Мудрец осознает причину и следствие. Каждое явление происходит не случайно, а является драгоценным уроком, который вносит в пазл жизни новый элемент, дополняющий восприятие целостной картины мира.
Видение скрытых процессов на пятом уровне развития личности происходит с глубинных ракурсов. Все механизмы жизни начинают вскрываться на этом уровне. Если переход с третьего этапа развития на четвертый характеризовался преодолением чувства собственной важности, прохождением через стыд, вину и перелом в чувствах, на пятом уровне человек проходит через разочарование в мирских идеалах.

Если четвертый уровень не был отработан, и человек не научился любить, происходящее на пятом этапе развития вызывает ощущение обреченности. Однако сейчас сила различения, чуткость и дальновидность находятся на чрезвычайно высоком уровне. Поэтому за разоблачением мирских иллюзий, следует разоблачение иллюзий духовных. Разочарование, обреченность, бессмысленность – такие же иллюзии, как и все остальное.

На этом этапе человек ясно осознает мудрость эволюционных уроков, через которые ему суждено проходить. Похоть, раздражение, жадность, зависть, чувство вины, обреченность и др. переживания даются, чтобы стать сильней. Они стимулируют сознание, заставляют его расширяться, чтобы человек не растворялся в грубых иллюзиях. Тяжелые переживания побуждают на подсознательном уровне развивать силу восприятия и различения, чтобы благодаря этим сильным качествам зрелого сознания обрести способность переваривать, и растворять негативные переживания. Если же предыдущие этапы развития были хорошо проработаны, на пятом этапе развития человек способен обретать тончайший баланс во всех явлениях, в каждый момент жизни. На этом уровне человек реагирует на жизнь сообразно ситуации. Он уравновешивает то, что происходит здесь и сейчас на очень тонком уровне.
Шестой этап развития
Это – просветленный человек. При переходе на этот этап переживается познавательный шок. Сказать, что при этом человек удивлен, или даже изумлен – ничего не сказать. Просветление – это разоблачение неведения и приход к истине. На уровне событий человек может жить совершенно обычной жизнью, не выделяясь в толпе, или в разговоре, но в душе у него все – совершенно иначе. Если переход с третьего этапа развития на четвертый был революцией в чувствах, переход на шестой этап характеризуется революцией сознания.
На этом этапе восприятие достигает пика, и человек видит все как есть. Он видит, что жизнь существует прямо сейчас. Он осознает прошлое и будущее как иллюзии в уме. Он видит, что все так называемые события – это просто мысли, в которых обыватель спит. На этом этапе личность переживает тотальный катарсис, восприятие замыкается на себе и происходит глубинное самоосознание. Личность начинает восприниматься как объект чем-то еще более глубинным, воспринимающим личность со стороны, стоящим поверх человеческой жизни. Личность ощущается в истинном свете – пучки преходящей ментальной энергии, которая центрировалась, сплеталась в области головы, горла и области сердца. На этом этапе развития все, что человек знал о жизни воспринимается, как иллюзия. Мир человека – это мысль о мысли.
Основные характерные черты этого этапа развития – прекращение страданий, облегчение и отсутствие каких-либо личностных желаний. Другая характерная черта – осознание жизни как совершенно спонтанного явления. Просветленный человек осознает самого себя, как ощущение бытия, присутствия, единственным качеством которого является созерцание, восприятие. Зритель не вмешивается в процесс. Жизнь происходит спонтанно, сама собою в силу своей внутренней энергии. Этой теме на progressman.ru посвящена статья об иллюзии выбора.

Просветление – это осознание того, что есть здесь и сейчас. В этом осознании сам человек воспринимается, как одно из многих явлений, спонтанно возникающих в присутствии бытия. Понять, что это такое человеку с более ранних этапов развития невозможно. При ознакомлении с этим как с теорией, могут возникнуть оценки. Однако, все это – не более чем мысли, которые одно и то же явление в разное время оценивают по-разному.
Если человек с другого этапа развития переживет свободу спонтанного бытия свойственную просветленному, он поймет, ради чего живет.

В разное время мы иногда перескакиваем на продвинутые уровни и все понимаем, затем спускаемся и это понимание теряем. Так происходит в силу неотработанных программ с предыдущих этапов развития. Сам процесс развития является центральным, самым важным аспектом человеческой жизни. Поэтому переход с одного этапа на другой – «событие» величайшей важности, событие, с которым не сравнятся никакие материальные блага.