«Мужчина и женщина»
Первое занятие: Чего хотят женщины? Чего хотят мужчины?
1) Составить свой список качеств идеального партнёра противоположного пола, проранжировать характеристики.
2) Составить список своих качеств, за которые, как вам кажется, вас должен ценить партнёр противоположного пола, проранжировать его.
3) Расспросить хорошего знакомого своего пола и возраста, получить идеальный образ его/её партнёра, проранжировать вместе с ним/ней список.
4) Расспросить хорошего знакомого противоположного пола, составить список качеств его/её идеального партнёра, совместно проранжировать его.
Упражнение
Здесь говорим о потребностях мужчин и женщин: на что ориентируются, выбирая партнёра, что считают сексуально привлекательным и что считают ценным в отношениях, чего ждут от партнёра на разных этапах отношений, как вообще относятся к отношениям – какое место отношения (и какие) занимают в системе ценностей представителей каждого пола и почему.
Идея занятия в том, чтобы показать различие в устремлениях мужчин и женщин, чтобы участники курса могли это учитывать в отношениях, понимать, так сказать, диспозицию – что для кого имеет знание и почему.
Итог:
Сопоставить список 1) и список 3) – насколько представители одного пола думают сходно об идеальном партнёре. Сопоставить список 2) и 4) – насколько ваши достоинства соответствуют представлением о прекрасном представителя противоположного пола.
Тут кое-что есть в книге «МиЖ», кое-что в моей лекции на ютубе, но какие-то исследования надо будет ещё подыскать к теоретической части. Важный акцент на работы Джеффри Миллера и Робина Данбара (эволюционная психология), а также на социально-культурные установки, социальные ожидания от представителей полов и их взаимных ожиданий друг от друга.
Второе занятие: Как думают мужчины? Как думают женщины?
отправим участников проходить тест «Троица» (по крайней мере, первые два раздела) – чтобы посмотрели, у кого больше мужской, у кого больше женский психотип, чтобы потом у женщин-конструкторов и мужчин-рефлекторов было вопросов к происходящему.
Упражнение
Здесь можно пройтись по таблице различий средневзвешенного мужского и женского мозга – на этом примере можно хорошо проиллюстрировать, что мышление у представителей полов разное.
Существует также большое количество исследований, где проводится сопоставление типично мужского и типичного мышления – например, про наглядно-образность и предметно-действенность у женщин, и абстрактно-символьный у мужчин.
Надо будет что-то сюда ещё подобрать, и в частности скажем, что ещё многое зависит от психотипа – что «конструкторы» это больше мужчины, но есть и женщины и это надо учитывать, и наоборот – «рефлекторы» больше женщины, но есть и исключение.
Идея занятия в том, чтобы показать различие в том, как мужчины и женщины думают, с опорой на какие факторы принимают решения. Показать, что это, по сути, два разных языка с разными языками.
Тут надо будет дать подробные объяснения как интерпретировать результаты теста с учётом этих гендерных нюансов.
Третье занятие: Мужская и женская сексуальность – три главных отличия.
Форму упражнения надо ещё придумать, но суть в том, что мы прописываем два диаметрально противоположных ролевых модели отдельно для мужчин, отдельно для женщин – как говорить, как действовать, как реагировать, как одеваться и т.д.
Далее участник/участница должны заполнить чек-лист, по которому будет понятно, к какому полюсу он/она относится.
Если к какому-то из них – то дальше попробовать примерить на себя образ противоположного полюса и посмотреть, как на тебя реагируют люди, что ты при этом чувствуешь.
Если по середине – то выбрать тот полюс, который всегда привлекал, но человек на него никогда не решался, и проэкспериментировать с ним согласно инструкциями, которые мы дадим.
В инструкции к полюсу (женщина-вамп/ранимая и трепетная; мужчина альца-самец/ мужчина сама галантность) прописываем: как одеваться, как говорить, как себя позиционировать, как вести себя на свидании, например, кто платит за ужин и почему и т.д.
Идея – расширение палитры ролевых моделей.
Упражнение
Здесь рассказываем о биологических особенностях сексуальности: удовольствие и удовлетворение, различия в причинах мужской (новизна) и женской полигамности (защищённость), обладание (завладеть) и принадлежание (отдаться).
Отсюда психология доверия, ревность, рискованность и т.д. В общем, различные особенности мужской и женской психологии.
Идею занятия можно подвести к разным ролевым моделям, что сексуальность навязывает соответствующие образы мужчинам и женщинам – одни должны быть брутальными и решительными, другие – податливыми и нежными. То есть, откуда эти роли – понятно, но насколько они вам соответствуют?
«Знакомство и отношения»
Четвёртое занятие: Как понять, что ты нравишься? Как правильно знакомиться?
в качестве домашнего задания потренироваться на ком-нибудь, чтобы познакомиться и почувствовать, что знания помогают лучше строить отношения, чем действия наугад.
Упражнение
Здесь идея инструктажа – максимум различных рекомендаций и лайф-хаков, в зависимости от поведения партнёра.
Особенности знакомства в интернете (в приложениях и т.д.), правила похода на свидание в зависимости от ожиданий – просто познакомиться, познакомиться в романтичном смысле, познакомиться для сексуальной связи.
В связи с этим рассказывается, что важно в общении для мужчин, что важно для женщин. Как, в принципе, строят общение женщины и как мужчины, как правильно интерпретировать сигналы и т.д.
Идея занятия – это что-то вроде аккуратного инструктажа для «пикапинга», чтобы участник почувствовал себя более уверенным в своих силах познакомиться с понравившимся человеком.
Вот такое, например, нашёл случайно (по таким схемам можно буквально скрипты разговоров составить):
Брайн Трейси
Пятое занятие: Чем являются отношения для мужчины? Чем они являются для женщины?
тут мы снова предлагаем провести опрос – надо его придумать, но суть в том, что участник опрашивает знакомых ему мужчин и женщин (несколько человек) по анкете, которую мы дадим, а в этой анкете будут всякие жизненные ценности, которые респондент должен будет оценить для себя по шкале от 1 до 10. Сначала, конечно, участник курса заполняет эту анкету на себя, а потом будет сравнивать, и размышлять, чтобы поразиться многообразию мира и представлений о прекрасном.
Упражнение
Здесь речь пойдёт о том, какое место отношения занимают в структуре жизненных ценностей мужчины и женщины (а там ещё – дети, родители, работа, карьера, возможность весело проводить время и т.д.), насколько и от чего в этом смысле зависит хорошее психологическое состояние мужчины и женщины – то есть, какой формат отношений более желателен и психологически комфортен для женщины, и для мужчин.
Здесь же надо будет проговорить «жизнь соло» и другие формы отношений, включая всякие договорённости между партнёрами, полиаморию и т.д.
Идея в том, чтобы участник перестал думать, что его «модель отношений», которую он считает «правильной» – одна из, поэтому, когда он/она будут строить отношения с другим человеком, можно столкнуться с другим представлением об отношениях, и не следует этому удивляться, потому что больше нет «правильных» моделей. С другой стороны, есть формат отношений, который приносит человеку большее психологическое здоровье, хотя, конечно, всё не идеально и издержки есть всегда – это надо понимать, потому что все разные, хотят разного и думают по-разному.
Шестое занятие: Что такое «измена» и как с этим быть?
тут, я думаю, надо сделать что-то вроде таблиц, в которых будут прописаны потенциальные договорённости, которые могут быть у партнёров, а участник должен проставить и осмыслить – на что он готов, на что не готов, в каком случае, какими условиями хотел бы оговорить. Идеально было бы попробовать на партнёре или, например, со знакомым/знакомой в виде игры.
Упражнение
Здесь мы говорим о природе измены, как её воспринимают мужчины и женщины, что они понимают под «физической» и «духовной» изменой, до какой стадии близости это ещё не измена и как человек устанавливает этот порог, просмотр порнографии, мастурбация и т.д.. Какое количество партнёров для того, чтобы «нагуляться», в среднем, хотят мужчины и женщины.
Какие есть стратегии измены – постоянный партнёр на стороне, одноразовые, какая логика поведения – в каких секретных чатах общаются, как врут до последнего или говорят правду, как проговаривают проблемы, которые хотят обсудить и не могут, а затем, не добившись отклика, удовлетворяют соответствующую потребность на стороне (в связи с этим, почему опасно игнорировать, когда партнёр говорит о чём, и считать, что «перебесится» или «чушь говорит» или ещё что-то в этом роде).
Что такое измена для мужчины и для женщины, и насколько на это влияют продолжительность отношений, наличие или отсутствие формальных обязательств, что такое договорённости, открытые отношения, стингеры и т.д.
Идея занятия показать, что измена – это многофакторное и неоднозначное явление, что у партнёров могут быть «понятные» потребности – дополнительные, экспериментальные, фантазийные и т.д., которые нельзя игнорировать. Ну и как вести себя правильно – и если изменил, и если тебе изменили: как правильно думать, реагировать, обсуждать, принимать решение о расставании или продолжении отношений.
«Брак и сексуальность»
Занятие седьмое: Брак – это не просто штамп. Меняется всё.
понять, чем отличается лично для нашего участника «брак» от «отношений», от «романа» – тут тоже может быть перечень утверждений, которые нужно будет оценить для того, другого и третьего случая.
Другой вариант упражнения – составить брачный договор по схеме, которую мы разработаем и предложим, чтобы участник продумал, что ему важно и почему, оценил значимость тех или иных пунктов.
Упражнение
Брак – это социальный акт, который несёт юридические последствия, социальные последствия (на вас теперь реагируют по-другому) и психологические (вы сами оказывается заложниками определенной социальной роли).
В связи с этим, рассматривать брак как результат отношений двух влюблённых – по крайней мере наивно, это социальный организм, природу которого надо знать, а нам надо её представить участника. Возможно, будет интересно посмотреть логику брачных контрактов и на этом примере рассмотреть проблемы, с которыми люди сталкиваются в браке… Но у меня такого нет, а сможем ли достать – не ясно))
Идея занятия: важно понять, что лично для тебя означает быть в браке – какая задача этим решается, для кого ты вступаешь в брак, является ли это осознанным решением о партнёрстве или это что-то другое, и какие риски в каком из каких вариантов – влюблённость проходит, дети меняют конфигурацию отношений, взаимные обязательства нарастают, трансформация отношения происходит сложнее, потому что все являются заложниками своих «супружеских ролей» и т.д.
Занятие восьмое: Как сохранить сексуальную привлекательность и взаимный интерес?
изучение каких-нибудь нехитрых методик сексуальной терапии.
Упражнение
Здесь я бы говорил о привлекательности как партнёра и как объекта влечения. В первом случае – про то, как расти и развиваться совместно, строить планы на двоих и т.д. Во втором – о том, как сексуальность ведёт себя в браке (там статистика весьма показательная, надо будет только где-то актуальную найти), ну и, понятно, рассказать о секстерапии.
Занятие девятое: Трансформация сознания – основа счастливых отношений.
Тут у нас, по сути, итоговое занятие. Говорим как поменялась культура, гендеры, ожидания, а мозги старые, а если новые – то иногда туповатые. Говорим про ответственность, с одной стороны, и про право на счастье – с другой, ну и как всё это совместить, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы))